«Он такой замечательный, такой сильный, такой умный.
На него смотрит так много людей, так много людей слушает его!
И я тоже смотрю на него с любовью и восхищением, как на существо высшего порядка.
О, он обратил на меня внимание! Этого не может быть! Значит я действительно необыкновенная! О, он хочет меня! Значит любит! Господи, какое счастье! Я на всё готова ради него! Это чудо! Я наконец-таки буду счастлива сним – с моим прекрасным, идеальным мужчиной!»
Так думает девушка или женщина, которая попадается в ловушку неравных отношений с групплидером, терапевтом, или просто человеком, на которого она проецирует своего отца.
Отношения групплидера, ведущего, терапевта, ассистента,мастера, начальника или иной фигуры, которая стоит « выше» остальных, и клиенткой, участницей или подчинённой является колоссальной ретравматизацией –то есть повторением детской травмы для женщины, попавшей в такую ситуацию.
Ведущий – это всегда фигура, на которую участники проецируют идеальную мать или идеального отца. Ребёнок обладает невероятно сильной сексуальностью, которая в корне отличается от взрослой. В 4-5 лет в наших телах«запускается» гормональная система. Ребёнку в 4-5 лет необходим тесный контакта с родителем противоположного пола – он хочет прыгать на нём, обнимать,обладать им полностью. Ребёнок просто взрывается радостью и энергией, входя вконтакт с родителем противоположного пола. Для девочки – её отец – это бог! Детский мозг не способен подходить критически к своему родителю – он является абсолютно идеальным мужчиной, и её первой, самой большой, искренней и невинной любовью. Эта сексуальность не желает «заняться сексом»- это возбуждение, которое является чистой радостью и восторгом. Здоровая реакция родителя на появление детской сексуальности – оставаться полностью открытым и расслабленным, подтверждать её,без подавления или отвержения, и отзеркаливать её – то есть давать подтверждение правильности всего происходящего. Родитель должен понимать, что то, что происходит с ребёнком не связано с ним,а связано непосредственно со стадией развития ребёнка. Что это не он-такой классный папа, а что в ребёнке много энергии, радости и возбуждения. Если эта стадия пройдена правильно, то есть родитель был доступен и открыт для проявлений ребёнка, то во взрослой жизни человека будет присутствовать радость, энтузиазм , достоинство и реалистичный взгляд на вещи.
Если же взрослый боялся такого поведения или проецировал на него представления о взрослой сексуальности, то тело и психика ребёнка частично останавливаются в своём развитии. Тогда во взрослой жизни человек будет неосознанно искать способ пройти, завершить эту стадию. Группа или терапия – идеальная ситуация для этого, только если…..терапевт окажется ясен в соей позиции "идеального отца",не присвоит энергию участницы себе и не отнесёт её радость, влюблённость и открытость на свой счёт, как подтверждение значимости его раненного эго.
Участницы влюбляются в ведущих - а точнее в того идеального мужчину, которого они спроецировали на ведущего. Это естествено! Неестественно поведение групплидера, который принимает это на свой счёт.
Такая влюблённость феерична, она выглядит как чудо, она взрывается изнутри и счастлива, когда находит взаимность! Она выглядит как дар небес, но существует лишь потому, что на ведущего спроецирована фигура отца, который, наконец-таки не отвергнет. Внешне один взрослый человек любит другого взрослого человека,но внутренне – это отношения четырёхлетнего ребёнка и родителя.
Для терапевтов или ведущих такая связь очень привлекательна.
Ни одни равные отношения не дадут такой власти над человекоми такого доступа к его ресурсам.
Никто в равных отношениях не способен смотреть с таким восторгом и отсутствием критики на то, что делает партнёр. Никто, будучи вравных отношениях, не допустит такого колоссального нарушения границ и такого использования.